ПЯТЬ ЖУТКИХ МУЗЕЕВ ИЛИ СЛАБОНЕРВНЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Отношение   к смерти как  и в прошлом ,так и  в нашей современности остается противоречивым.  Мы хорошо знакомы   с изображением  смерти    в литературе,  музыке, живописи. Для путешественников-исследователей рекомендую посещение необычных музеев ,где явно или косвенно присутствует смерть.

Для более  глубокого понимания проблемы  смерти необходимо  обратиться  к исторической антропологии. В 1977 году издается книга французского историка и антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» . Арьес исследует изменение психологических установок европейского общества  по отношению к смерти от Раннего Средневековья  до  сегодняшней современности.

В книге выделено  пять  этапов изменений:

Этап первый «Мы все умрем» — состояние «прирученной смерти».  Арьес  подчеркивает, что люди Раннего Средневековья относились к смерти как к обыденному явлению, которое не внушало им особых страхов. Человек органично включен в природу, и между мертвыми и живыми существует гармония. Поэтому «прирученную смерть» принимали в качестве естественной неизбежности.Отсутствие страха перед смертью у людей Раннего Средневековья Арьес объясняет тем, что, по их представлениям, умерших не ожидали суд и возмездие за прожитую жизнь и они погружались в своего рода сон, который будет длиться «до конца времен», до второго пришествия Христа, после чего все, кроме наиболее тяжких грешников, пробудятся и войдут в царствие небесное.

Этап  второй «Смерть своя»  утверждается интеллектуальной элитой в период между XI и XIII вв. на основе идеи Страшного суда. Представление о суде над родом человеческим сменяется новым представлением — о суде индивидуальном, который происходит в момент кончины человека. В своей смерти человек индивидуализируется, собственная идентичность берёт верх над подчинением коллективной судьбе. Этот этап является результатом трансформации человеческой судьбы в сторону её индивидуализации.

Третий этап эволюции восприятия смерти, по Арьесу, — «Смерть далекая и близкая» — характеризуется крахом механизмов защиты от природы. И к сексу и к смерти возвращается их дикая, неукрощенная сущность.  Символом этой эпохи для учёного становится маркиз де Сад.

Четвертый этап многовековой эволюции в переживании смерти — «Смерть твоя». Комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни любимого человека, супруга или супруги, ребенка, родителей, родственников, на взгляд Арьеса, новое явление, связанное с укреплением эмоциональных уз внутри нуклеарной семьи. С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти; ее ждут как момента воссоединения с любимым существом, ранее ушедшим из жизни. Кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного.

Этап Пятый. » Смерть перевернутая» в XX в. развивается страх перед смертью и самым ее упоминанием. В наше время по утверждению Арьеса, общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. В наиболее индустриализованных странах Запада кончина человека обставлена так, что она становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом. Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась нормой, а траур и оплакивание покойника воспринимаются как своего рода душевное заболевание. Американскому «стремлению к счастью» смерть угрожает как несчастье и препятствие, и потому она не только удалена от взоров общества, но ее скрывают и от самого умирающего, дабы не делать его несчастным. Покойника бальзамируют, наряжают и румянят, с тем чтобы он выглядел более юным, красивым и счастливым, чем был при жизни.

К вашему вниманию представляю несколько музеев посвященные идеи смерти и погребальной культуры:

  • в 1998 году в Японии профессор нейрохирургии Кейджи Кавамото открыл Музей Черепа. Если для европейского человека предметы с символикой черепа не являются чем-то пугающим, то для японского сознания образ черепа является табуированным. В коллекции музея представлены около 7000 тыс экспонатов не только предметы с символикой черепа , но и настоящие черепа   разными деформациями.
  • В похоронном  музее Вены более 1000 экспонатов. Музей  демонстрирует  венское  восприятие смерти : историю  похоронных  услуг  Вены ,похоронные обычаи , погребальные обряды.
  • Иное восприятие смерти очень развито у мексиканцев. Помимо популярного праздника День мертвых . В городе Гуанахуато существует Музей Муммий. В музее находятся   естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своём умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века .
  • Парк Ванг Саен Сук в Таиланде. В парке монастырского храма Саен Сук представлен буддийский ад. В парке выставлены скульптуры описывающие и показывающие сцены наказания за конкретный грех.Данный комплекс непопулярный у туристов, основными посетителями являются местные жители. Ванг Сает Сук создан в целях воспитания и устрашения людей перед наказанием за грехи.
  • «Музей мировой погребальной культуры» в  Новосибирске.  Единственный на территории России.  Коллекция музея  состоит  из  несколько тысяч экспонатов. Среди них более 200 траурных платьев XIX века, разномасштабные модели катафалков, 10 000 старинных гравюр на тему погребения и траура, около тысячи живописных полотен и скульптур, старинных и современных. 9 000 фотографий на тему смерти и похорон, более 11 000 открыток. Собрана впечатляющая коллекция медальерного искусства памяти великих сражений и побед.

В тексте использованы  фрагменты из статьи А.Я. Гуревича «Филипп Арьес: Смерть как  проблемы исторической антропологии»  и книги Ф.Арьеса  «Человек  перед лицом смерти».

Дополнительная информация о музеях:

http://www.japanvisitor.com/japan-museums/skull-museum

http://drugie-berega.com/museum-mummies-guanajuato

http://musei-smerti.ru/

 

Перезвоните мне по этому предложению!


Please leave this field empty.

Отправляя запрос, Вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных